Критика

Бунтари бывают разные…

Критик: 
Татьяна Ковалева и Александр Панов

Владимир Сорокин «Манарага»

Как и в «Теллурии» (2013 год), в новом романе самого скандального из современных писателей речь про недалекое будущее — Новое Средневековье. Родившийся в Будапеште в семье белорусского еврея и польской татарки Геза Яснодворский — повар, готовящий еду на костре из книг. Их больше не печатают, за ненадобностью выбрасывают. А те, что хранятся в музеях и библиотеках, крадут на топливо для изысканных блюд богачам. Шашлык из осетрины жарится на «Идиоте», говяжьи мозги — на «Горе от ума», куриная шейка по-одесски — на рассказах Бабеля. Целый клан подпольных поваров шастает по миру, ублажая новых гурманов и не подозревая, что уже изобретена машина, способная тиражировать молекулярные копии раритетов. Ее спрятали в зубчатой уральской горе Манарага. Геза должен машину найти и уничтожить. Фастфуд на костях литературы — грех. В герое еще жив романтик, считающий, что «если любить книгу по-настоящему, она отдаст тебе все тепло».

Текст со стилизациями под Толстого, Ницше и даже Захара Прилепина получился нетипично мягким для Сорокина — настолько, что его можно рекомендовать в качестве школьного пособия по литературе. Главная мысль: бумажная книга непобедима. Но только при условии штучности.

Татьяна Ковалева и Александр Панов
31 марта 2017 года, 
Труд № 21